Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Кабинет сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция- это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Другими словами, это адаптационная реакция,служащая для выполнения определенного действия, принятия соответственного положения тела.

Целью терапии сенсорной интеграции является улучшение качества правления и ведения сенсорной информации, значит того, что человеческое тело ощущает чувствами. Главной задачей является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы и таким образом, чтобы ребёнок отвечал реакцией улучшающей интеграцию всех этих стимулов.

Сенсорная интеграция это процесс интегрирующий чувственные информации воспринимаемые нервной системой, которые плывут и со среды и с тела таким образом, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.

Большинство людей осознаёт присутствие пяти чувств: вкуса, слуха, зрения, осязания и обоняния. Надо помнить, что кроме этих существуют ещё два важных стимула, которые дают информацию тела- это ощущение тела и вестибулярная система.

Вестибулярный аппарат, осязание, проприоцепция это три самые важные сенсорные системы. Они плотно сотрудничают друг с другом и с другими сенсорными системами- слуховой, зрительной, вкусовой и обонянием. Именно от хорошей работы всех этих систем зависит хорошее функционирование в окружающей среде.

Мозг получает, организует и интерпретирует информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела, обоняние, зрение, слух, вкус) так, чтобы они могли быть использованы в деятельности как ответ на требования окружающей среды. Когда эта информация существует без нарушений мы не осознаём присутствия сложных процессов, какие происходят в нашей нервной системе, которые влияют на действие речи, движений, мышечного напряжения, зрительного восприятия. Однако, когда по разным причинам процесс сенсорной интеграции нарушен мы можем наблюдать у ребёнка симптомы нарушений во время переработки чувственных информации и в связи с этим неадекватные реакции на требования среды.

Сенсорная интеграция это процесс, который происходит в пределах нашего мозга: мозг получает, организует и интерпретирует информации от рецепторов всех чувств.

Благодаря этому процессу мы можем вести себя намеренно и адекватно к данной ситуации, например с подходящей силой мы возьмём стакан со стола, правильно садимся за письменный стол, чтобы сделать домашнюю работу. Если тело получает слишком много или слишком мало информации или эта информация плохо интегрированна тогда возникает ситуация, в которой тело не знает как должно вести себя.

Мы собираем информации с разных источников: осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус. Мозг вcё время получает, организует и интерпретирует чувственные информации. Когда они хорошо организованны тогда мозг может адекватного ими воспользоваться.

Главные основы Сенсорной интеграции

  1. Сенсорная пластичность- мозг в состоянии изменять и модифицировать нервные подключения благодаря соответственной стимуляции сенсорной системы, а прежде всего осязания, вестибулярного аппарата и проприоцепции.
  2. Cеквенциозность- сложные комплексные поведения возникают на основе более элементарных ранее образованных реакций на среду.
  3. Интегральность нервной системы- корковые центры влияют на центры подкорковые мозга и наоборот
  4. Адаптационные реакции- они возникают на основе сенсорно-моторического опыта и приводят к развитию нейросети памяти того "Как чувствует движение". Эта нейронная модель может позже быть использованной в планировке более сложных адаптационных поведений.
  5. Внутреннее сенсорное влечение- все из нас, а прежде всего дети обладают таким влечением чтобы доставлять себе сенсорных стимулов. По мнению Айрес это стимулы прежде всего системы осязания, вестибулярного аппарата и проприоцепции. Если посмотреть на ребёнка, который играет в песочнице мы можем заметить, как он сжимает песок, запихивает его в ведро, как бьёт лопаткой, как поднимается на детской лестнице. Именно такие поведения являются способом доставлять себе сенсорные испытания.

Анатомия и функции нервной системы

  1.  Мозг представляет собой совокупность частей, а у каждой его части свои задачи и каждая зависит друг от друга.
  2. Работа высших корковых структур зависит от интеграции, которая происходит в низших уровнях мозга, прежде всего в продолговатом мозге. Ненарушенное развитие процессов сенсорной интеграции является основой правильной учёбы и поведения.
  3. Нейроны мозга ребёнка и системы чувств должны быть стимулированными и использованными, чтобы была возможность развивать и мозг и другие системы. Когда мозг не получает правильного количества импульсов, его нервные волокна отмирают.
  4. Центральная нервная система пластична. Головной мозг подчиняется получаемым сенсорным стимулам, а некоторые его части могут воспринимать функции других структур. Теория и практика сенсорной интеграции используют это явление. Во время упражнений на занятиях терапевт помогает ребёнку выработать самый хороший адаптационный ответ возбуждая соответственно разные системы чувств. Адаптационная реакция это целенаправленная деятельность. Примером может быть ситуация когда вытягиваем руки перед себя во время падения, когда ребёнок утихает из-за качания. Однако пока ребёнок начинает проявлять адаптационные реакции, его нервная система должна понять и подготовить ощущения на уровне рефлексов и корковом уровне. Cпособность к адаптационным реакциям и способность к интеграции ощущений имеют очень тесную взаимосвязь. Когда функции сенсорной интеграции эффективные тогда адаптационные реакции подобающие.

Нервная система контролирует деятельность всех систем и органов и обеспечивает связь организма с внешней средой.

Нервная система управляет действием и поведением всего организма, который благодаря этому может гармонично работать как совокупность. Всё это происходит благодаря принадлежностям нервных тканей, которые принимают стимулы из внешней и внутренней среды и дальше направляют их к нервным отделам и исполнительным органам.

             У большинства людей процесс сенсорной интеграции происходит автоматически, обеспечивая реакции, соответственно требованиям окружения иобуславливает правильное сенсомоторное развитие.

              Нарушения сенсорной интеграции возникают с нарушений обработки сенсорных сигналов, возникают когда нервная система плохо получает и организует сенсорные раздражители в пределах центральной нервной системы и плохо реагирует на них (эмоционально или моторно). Дисфункции эти появляются не в качестве последствия повреждений чувств, а связаны они с неправильной обработкой сенсорных стимулов.

Реабилитационные действия заключаются в доставлении чувствам ребёнка подходящих раздражителей действующих на нарушенные функции- прежде всего во время упражнений. Большинство упражнений имеет характер игры, которая является для ребёнка естественной формой активности дающей различные ощущения и опыт во время действий. Ребенка будут побуждать и направлять на выполнение действий, которые будут высвобождать и провоцировать соответствующие эффективные реакции на сенсорный стимул. Во время занятий будут выполняться соответствующие для ребенка упражнения. Степень сложности этих упражнений будет постепенно возрастать таким образом, чтобы требовать от ребенка более организованных и прогрессирующих реакций.

Дефициты сенсорной интеграции не свидетельствуют о обширных расстройствах, однако они могут вызвать осложнения во время учёбы (чтение, писание, сложности с концентрацией внимания, расстройства в поведении).

Терапия сенсорной интеграции отдаёт предпочтение улучшению функции развития, выполнения упражнений и функционирование в повседневной жизни.

Раннее опознание нарушений сенсорной интеграции очень важно, так как развивающуюся нервную систему легче изощрять. У ребёнка нет ещё зафиксированных вторичных эмоциональных проблем связанных с реакцией окружающей среды на его поведение и связанных с этим понижения самооценки и уверенности в свои возможности

Фотоматериалы

  • Дом совы

Разделы сайта