Зрение – сложнейший психофизиологический процесс, полноценность которого необходима для нормальной жизнедеятельности человека, так как 90% информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор. Зрительные расстройства, приводящие к ограничению жизнедеятельности, могут быть обусловлены различными видами офтальмолопатологии, которые являются следствием заболеваний, аномалий развития, повреждений как различных структур глазного яблока и его придатков, так и центральных, интракраниальных отделов зрительного анализатора.
Согласно статистическим данным частота врожденной патологии зрения составляет около 2% от всех новорожденных детей. А половина от этого количества становятся слепыми и слабовидящими. Более 80% учащихся нашей школы имеют врождённую патологию.
По структуре заболеваемости основное место отводится аномалиям рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм) в сочетании с нарушениями глазодвигательного аппарата (косоглазие, нистагм).
В Молодечненской специальной школе-интернате созданы все условия для лечения, обучения, воспитания и социальной реабилитации детей с патологией зрения, в том числе и тотально слепых.
Учащиеся в школе находятся под постоянным наблюдением медицинского персонала. Необходимое медикаментозное, ортоптическое, физиотерапевтическое лечение, лечебная гимнастика для глаз, укрепление и профилактика зрения проводится медицинскими специалистами высокой квалификации. Для этих целей оборудованы кабинеты:
- физиотерапевтический,
- плеопто-ортоптический,
- массажный,
- процедурный.
В условиях школы проводятся исследование зрительных функций (острота зрения вдаль и вблизи, характер зрения, цветоощущение, рефрактометрия, поле зрения) и медико-реабилитационные мероприятия.
Кроме основного заболевания осуществляется лечение и профилактика сопутствующих заболеваний. Также 2 раза в год учащиеся школы получают общеукрепляющее, дедистрофическое и восстановительное лечение.
Большое значение имеет также реабилитация детей с низкими зрительными функциями – развитие мобильности, сенсорного восприятия, овладение навыками ориентировки в пространстве, самообслуживания, домоводства, обучение письму и чтению по точечной азбуке Брайля, овладение средствами тифлотехники – совокупность приборов и систем, компенсирующих частичную или полную потерю зрения.
Эффективная разносторонняя реабилитация инвалидов со зрительными нарушениями создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и равных прав для получения общего и специального образования, разностороннего развития, активного участия в современном производстве и общественной жизни.