Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЩИХСЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

     Важнейшее значение для обеспечения эффективности профессиональной деятельности и самореализации каждого человека имеет выбор профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и потребностями рынка труда, с другой стороны. Особенности психофизического развития, патология зрения вызывают большие ограничения для выбора обучающимися школы-интерната будущей профессии, в итоге – уклада всей их дальнейшей самостоятельной жизни. Увеличение числа детей со сложными диагнозами влечёт за собой усложнения в подготовке обучающихся к профессиональному выбору. Поэтому решение ряда задач профессиональной ориентации обучающихся с ОПФР в школе-интернате осуществляется на основе разработанной «Модели организации профориентационной работы». Данная модель «выросла» объективно на основе многолетнего сотрудничества специалистов школы-интерната: педагогов-дефектологов, педагога социального, педагога-психолога, врача-офтальмолога, врача-педиатра, классных руководителей , воспитателей и библиотекаря. Модель основана на комплексном оказании содействия процессу профессионального и личностного самоопределения выпускников специальной школы. Она предполагает решение следующих задач:

  • информирование обучающихся с ОПФР о мире профессий через их личностное развитие на каждом возрастном этапе;
  • организация работы по профессиональному определению воспитанников школы-интерната в соответствии с интересами, способностями, медицинскими показаниями;
  • формирование у воспитанников школы-интерната способности соотносить свои индивидуально-психологические возможности с требованиями выбираемой профессии;
  • формирование способности обучающихся с ОПФР к социально-профессиональной адаптации в обществе.
 
Библиотекарь
Классный руководители, воспитатели, педагоги
Родители

1.Сбор методической литературы по профориентации для педагогов школы-интерната.

2.Сбор литературы по профориентации для обучающихся

3.Организация выставок по профориентационной работе

1.Экскурсии на предприятия и в учебные заведения города.2.Классные часы и родительские собрания на темы по профориентации детей с ОПФР3.Мероприятия, рассчитанные на приобретение и совершенствование навыков прикладного мастерства

1.Семья заботится о развитии и обучении детей с ОПФР. 2.Оказывает содействие в выборе профессий и рода занятий.

                                             Заместитель директора по воспитательной работе

 

Педагог -психолог
Медработники
Педагог социальный

1.Информация о потребностях рынка труда.

2.Индивидуальные и групповые консультации.

3.Подготовка справочно-информационного материала для выпускников с ОПФР.

 

1.Профконсультирование с учётом возрастных особенностей учащихся с ОПФР.

2.Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся.

3.Психологическое просвещение родителей и педагогов по профвыбору обучающихся с ОПФР.

 

1.Индивидуальные консультации для родителей и обучающихся с ОПФР.

2.Подготовка антропометрических характеристик и состояния здоровья обучающихся с ОПФР.

   Опыт показывает, что важнейшее значение для решения задач профориентационной работы с обучающимися с ОПФР имеет взаимодействие всех специалистов и родителей. Обеспечение чёткой и последовательной взаимосвязи между педагогическим, психологическим и медицинским сопровождением профориентационной работы является неотъемлемой частью успешности профвыбора и дальнейшего жизнеустройства обучающихся с ОПФР. Такая взаимосвязь в нашем учреждении образования устанавливается через реализацию общешкольного рабочего плана, который включает пять направлений.

Рабочий план реализации модели организации профориентацинной работы с обучающимися с ОПФР

Направления работы
 
Содержание
Сроки реализации
 
Ответственные и исполнители
Информационно-аналитическая деятельность
1.Анализ трудоустройства и поступления выпускников 9, 11классов
август
Зам. директора по ВР
Педагог социальный
2.Проведение опроса выпускников 9,11 классов с целью выявления их профессиональных намерений.
сентябрь
Зам. директора по ВР
Педагог-психолог
3.Профориентационная работа с обучающимися, не определившимися с выбором профессии, с обучающимися, у которых появились изменения в заключениях после очередного заседания МРЭК.
 
В течение учебного года
Кл. руководители9,11классов
Педагог социальный,
Педагог-психолог,
Врач-педиатр, врач-офтальмолог
4.Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями
май
Администрация, медицинская служба
5.Анализ медицинских документов, диагностической информации
сентябрь
Классные руководители
СППС, врач-офтальмолог, врая-педиатр
Организационно-методическая работа
 
 
1.Подготовка плана работы по профориентации на учебный год
август
Заместитель директора по ВР,
СППС,
2.Создание информационно-методического справочника: потребности рынка труда; профессиограммы; учебных заведения( ПТУЗы, ССУЗы, ВУЗы);
-практический материал по вопросам профориентации для педработников.
В течение учебного года
Классные руководители
СППС
3. Периодическое пополнение уголка профориентации информационными материалами.
Сентябрь-октябрь
Педагог социальный,
Педагог-психолог
4.Обзор новинок по профориентации, проведение в школьной библиотеке выставки книг «Человек и профессия»
ежемесячно
Библиотекарь
 
 
 
Работа педагогических кадров
1. Проведение консультаций специалистами службы СППС для классных руководителей, воспитателей
По запросу
 
Зам. директора по ВР,
Педагог социальный
Педагог-психолог
2.Работа классных руководителей, воспитателей по проблемам профориентации(мероприятия по отдельному плану)
1 раз в квартал
Заместитель директора по ВР,
Кл. руководители,
Воспитатели.
3.Консультации педагога социального, педагога-психолога, специалистов ЦЗ и УТСЗ по профориентации
постоянно
Зам. директора по ВР
Работа с родителями
 
 
 
1.Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации
постоянно
Педагог социальный,
Педагог-психолог
2.Организация тематических групповых бесед с родителями по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профессии( с учётом результатов заключения комиссии МРЭК)
1 раз в четверть
Кл.руководители,
Медработники
3.Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы-интерната с обучающимися(экскурсии).
постоянно
Кл.руководители,
Педагог социальный
Работа с обучающимися
1.Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики
В течение учебного года
Педагог социальный,
Педагог-психолог
2.Проведение индивидуальных профконсультаций с не определившимися обучающимися
постоянно
Педагог социальный,
Педагог-психолог
3.Организация посещения обучающимися учебных заведений, предприятий города и района. Профориентационные встречи с их представителями
В течение учебного года
Заместитель директора по ВР,
Педагог социальный,
Кл.руководители
 
4.Мониторинг профессиональный намерений обучающихся
Октябрь, май
 
Педагог-психолог.
Педагог социальный
Классные руководители
 
5.Участие обучающихся в профориентационных мероприятиях школьного, районного и областного уровня
постоянно
Заместитель директора по ВР,
Педагог социальный
 
6.Групповые и индивидуальные занятия по развитию способности к целеполаганию, развитию навыков социальной адаптации, управление своими эмоционально-волевыми, адекватной самооценке своих возможностей   в мире профессий.
По графику
Педагог-психолог
 
7.Индивидуальные консультации по выбору профессии при различных видах глазных патологий
постоянно
Врач-офтальмолог

 

1.Информационно-аналитическое

  • Проводится анализ трудоустройства и поступления выпускников за прошедший учебный год.
  • С учётом результатов анализа проводится итоговый опрос выпускников 9,11 классов текущего учебного года с целью окончательного уточнения их профессиональных намерений.
  • Проводится работа с обучающимися, не определившимися с выбором профессии, с обучающимися, у которых появились изменения в заключениях после очередного заседания МРЭК через индивидуальное и групповое профессиональное консультирование.
  • Анализ профориентационных карт, диагностических материалов вместе с обучающимися.

2.Организационно-методическое

  • Создан информационный справочник, материалы которого каждый год корректируются с учётом изменений в перечне профессий, с учётом запросов рынка труда, и пополняются.
  • Осуществляется информационная поддержка школьным библиотекарем через постоянно действующий уголок профориентации, выставку книг «Человек и профессия».

3.Работа с педагогическими и медицинскими кадрами.

  • Отработана и постоянно действует система профконсультаций специалистами службы СППС для классных руководителей ,воспитателей, медработников. В результате полученная информация служит основой для классных руководителей при планировании мероприятий по данному направлению, при заполнении профориентационных карт.

4.Работа с родителями

  • Групповые и индивидуальные консультации для родителей по основным вопросам подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии( проводятся после заседаний МРЭК с учётом рекомендаций, прописанных в заключениях).
  • Организация в том числе с помощью родителей экскурсий на предприятия по месту работы родителей. Посещение обучающимися учебных заведений города: профориентационные встречи с их представителями.

 

5.Работа с обучающимися

  • Проведение групповых информационно-справочных профконсультаций. В том числе с использованием Брайлевского шрифта(для незрячих).
  • Мониторинг профессиональных намерений обучающихся осуществляется в форме ДРК(Дней регулирования и коррекции по теме «Готовность выпускников к выбору профессии и продолжению образования»(октябрь,апрель,9,11классы).
  • СППС школы-интерната проводятся по отдельному графику групповые и индивидуальные консультации по развитию способностей к целеполаганию, развитию навыков социальной адаптации, по управлению своими эмоционально –волевыми чувствами, адекватной самооценке своих возможностей в мире профессий.
  • Специалистами –медиками проводятся по необходимости консультации по выбору профессии при различных видах глазных патологий

Разделы сайта