Дефектология (от лат. дефектус – недостаток и греч. логос – слово, учение) – относится к педагогическим наукам и изучает психофизиологические особенности развития детей с особыми образовательными потребностями, закономерности их воспитания и обучения.
Предметом исследования дефектологии как отрасли научного познания являются дети с физическими и психическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания.
Дефектология объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика – вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика – вопросы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью; логопедия – вопросы изучения и исправления недостатков речи.
Специальная (или коррекционная) педагогика – одна из отраслей педагогики, которая занимается вопросами образования лиц с нарушениями физического или психического развития.
Цели и задачи коррекционной педагогики
Цели:
- коррекция и компенсация нарушений развития особыми педагогическими методами и приемами;
- личностная и социальная реабилитация и абилитация (для новорожденных детей).
Задачи:
- изучение основных закономерностей, потребностей и особенностей развития личности, имеющей недостатки развития;
- последующее определение коррекционных и компенсационных способностей каждого отдельно взятого человека с учетом сложности нарушения;
- разработка новых коррекционных, компенсационных и реабилитационных программ для лиц с нарушениями развития;
- разработка программ, направленных на социальную и трудовую адаптацию и интеграцию лиц, имеющих нарушения развития, помощь в получении профессиональной подготовки;
- оказание помощи родителям, имеющим детей с нарушениями развития.
Глоссарий
Лицо с ограниченными возможностями (здоровья или жизнедеятельности) – лицо, имеющее нарушение физического или психического развития и вследствие этого имеющее особые образовательные потребности.
Специальное образование – уровень образования, для достижения которого лицам с ограниченными возможностями создаются необходимые условия.
Специальные условия для получения образования – специальные образовательные программы и методы обучения, технические средства, медицинские, психологические, социальные и другие услуги, помогающие лицам с ограниченными возможностями овладеть общеобразовательными и профессиональными образовательными программами.
Физический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток развития (функционирования) органа человека или хроническое соматическое (или инфекционное) заболевание.
Психический недостаток – подтвержденный установленным образом психический недостаток развития.
Сложный недостаток – совокупность физических и психических недостатков.
Тяжелый недостаток – недостаток, при котором обучение сводится к получению элементарных представлений о мире и овладению навыками самообслуживания.
Личность, имеющая отклонения в моральном или физическом развитии, имеет определенные трудности в процессе образования и является субъектом специального образования.