Особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате для детей с нарушениями зрения.
1. Особенности режима учебных занятий детей с нарушениями зрения.
2.Медико-эргономические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса с незрячими и слабовидящими:
а) нормы освещенности;
б) санитарно-гигиенические требования к состоянию и оформлению учебных помещений;
в) организация рабочей позы и рабочего места ученика;
г) дозировки зрительной нагрузки;
д) использование специальных шрифтов и разлиновок;
е) организация физкультурных пауз и физминуток;
ж) использование средств оптической коррекции.
1.Особенности режима учебных занятий.
Создание специальных условий при работе с незрячими и слабовидящими преследует следующие цели:
♦предупреждение интеллектуального и зрительного утомления;
♦охрана и развитие зрительных функций.
Выявлены закономерности динамики умственной работоспособности в течение учебного дня, недели, года. Эти закономерности распространяются и на детей с нарушенным зрением. Тифлопедагог обязан их знать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса.
Сначала идет постепенное повышение показателей умственной работоспособности, врабатывание, приспособление к деятельности. Затем наступает период оптимума, потом появляются первые признаки утомления (если не отрегулировать величину нагрузки, продолжать работу с той же интенсивностью), потом наступает резкое снижение работоспособности.
Подобные закономерности можно проследить в течение дня, недели, года. С их учетом осуществляется организация учебно-воспитательного процесса:
♦построение урока;
♦распределение уроков в течение дня, недели;
♦распределение учебной нагрузки в течение года.
На уроке это выглядит следующим образом:
1. Врабатывание 3-5 мин;
2. Оптиум 10 – 15 мин (самая интенсивная работа);
3. Перестройка деятельности (физминутка (3 – 5 мин), можно просто полежать на партах или смена деятельности);
4. 5 – 10 мин эффективной работы;
5. Снижение работоспособности (10 мин, нет резкого спада работоспособности).
В течение дня рассматриваемые закономерности должны учитываться следующим образом:
1 урок – врабатывание;
2 урок – оптимум;
3 урок – начало снижения работоспособности;
на 2-3 уроки ставятся предметы, требующие максимального интеллектуального напряжения (математика., языки, естествознание);
4 урок – резкое снижение работоспособности (на этом уроке рекомендуется проводить занятия по труду, рисованию, физической культуре, что восстанавливает или препятствует резкому снижению работоспособности);
5 урок – снижение работоспособности.
В течение недели рассматриваемые закономерности учитываются следующим образом:
понедельник - врабатывание;
вторник и
среда - оптимум;
четверг – начало снижения работоспособности;
пятница – работоспособность снижена;
суббота – резкое снижение работоспособности.
В течение года рассматриваемые закономерности учитываются следующим образом:
♦6 недель – врабатывание;
♦с 20 октября до декабря – оптимум (устойчивая высокая работоспособность);
♦декабрь – работоспособность снижена;
♦зимние каникулы – восстановление работоспособности;
♦2 недели – врабатывание;
♦конец января – февраль – оптимум;
♦март – снижение работоспособности;
♦весенние каникулы – восстановление работоспособности;
♦апрель – устойчивая работоспособность;
♦май – снижение работоспособности.
Таким образом, начало урока, учебного дня, недели или года должно быть облегченным. Более сложный материал выносится на середину урока, учебного дня, недели или года.
Признаки утомления.
Интеллектуального:
•снижение познавательной активности;
•снижение внимания;
•снижение темпа работы;
•снижение качества работы (повышается число ошибок);
•появляются отвлечения;
•двигательное беспокойство (повышение двигательной активности, могут появиться навязчивые движения), либо ребенок наоборот становится вялым, рассеянным;
•появляется бледность или покраснения, повышается потоотделение и т.п.;
•ребенок жалуется на усталость.
Зрительного:
•приближает к глазам текст и др. пособия;
•наблюдаются изменения подчерка (он резко ухудшается, ребенок не удерживает строку);
•закрывает глаза, жмурит их, трогает руками, трет;
•смотрит в даль (в окно);
•ложится на парту.
2. Медико-эргономические рекомендации
по организации учебно-воспитательного процесса.
Нормы освещенности
Освещенность: искусственная, естественная, комбинированая.
Обычно на рабочем столе слабовидящего ученика освещенность должна составлять 500 люкс, при проведении практических и лабораторных работ – 1500 люкс. Установлено, что при понижении освещенности на 70-150 люкс острота центрального зрения резко снижается. При утомленном зрении слабовидящие начинают испытывать трудности в процессе чтения и письма (форма и конфигурация букв начинают казаться размытыми, расплывчатыми), учащиеся начинают напрягать мышечный аппарат глаза, что приводит к нарушению функции адаптации зрительной системы (страдает фиксация, прослеживание).
Необходимая степень освещенности во многом зависит от характера зрительной патологии:
•при миопии высокой степени, атрофии зрительного нерва, пигментной дегенерации сетчатки требуется повышенная освещенность – 700 – 1500 люкс;
•при катаракте 200 - 400 люкс;
•альбинизме – до 200 люкс.
Педагоги могут рассчитать освещенность помещения, используя простую формулу: 8 ламп по 300 вт дают 500 люкс на помещение объемом 50 метров квадратных; кроме этого существую формы расчета освещенности помещения.
Лучше использовать люминесцентные лампы, т.к. они не дают бликов, их свет приближен к естественному свету.
Общее освещение может быть дополнено местным освещением (настольные лампы).
Дети со светобоязнью должны быть удалены от источников света.
Расчет освещенности помещенеия.
Освещенность помещения измеряется в люксах. Ее можно рассчитать с помощью специальных таблиц и формул.
Мощность лампы в Вт | Напряжение электросети, В |
110, 120, 127 | 220 |
Лампы накаливания меньше 100 Вт | 2.4 | 2.0 |
Лампы накаливания 100 Вт и выше | 3,2 | 2,5 |
Люминесцентные лампы 300 Вт | 15,0 | 15,0 |
1. Расчет общей мощности ламп
Количество лам умножается на их мощность
8 ламп х 300 Вт =2400
2. Расчет удельной мощности
Общая мощность делится на площадь помещения (м )
2400 : 50 м = 48
3. Расчет освещенности помещения
Удельная мощность умножается на коэффициент, соответствующий мощности лампы и напряжению сети
48 х 15 = 720 лк
3. Санитарно-гигиенические требования
к состоянию и оформлению учебных помещений
1. Максимальное использование естественной освещенности. Окна должны находиться с лева от парт, а нижний край окон на уровне поверхности парт. Стекла должны быть чистыми (мыться регулярно, 1 раз в месяц с внутренней стороны и три раза в год с наружной; грязные стекла задерживают до 40% света). Не рекомендуется закрывать окна шторами, для устранения слепящего действия солнечных лучей используются прозрачные занавеси или жалюзи. Не рекомендуется вешать и ставить на окна цветы. Степень освещенности учебных помещений зависит от цвета стен, потолка, мебели. Стены и мебель рекомендуется красить в белый, светло-желтый, светло-серый, светло-салатовый цвета, двери, потолок, окна – в белый цвет.
2. Обеспечение профилактики зрительного утомления. Классная доска окрашивается в черный или темно-зеленый цвет. Не рекомендуется на стене, где висит доска нагромождать дидактические материалы, создавать резкий цветовой контраст.
3. Обеспечение безопасности ребенка с нарушением зрения в учебном помещении. В классе расположение мебели тщательно продумывается:
•широкие проходы;
•отсутствие нагромождений, незащищенных выступающих углов и стеклянных поверхностей;
•удобные подходы к партам, столу учителя, доске, входным дверям.
С учащимися класса обязательно проводятся разъяснительные беседы о правилах поведения в классе: не двигать столы, не выдвигать стулья в проходы, не оставлять открытыми окна, дверцы шкафов и входные двери. Данные меры предосторожности направлены на защиту незрячих и слабовидящих учащихся от ушибов и повреждений во время движения.
4. Организация рабочего места и рабочей позы ученика
Местоположение рабочего места в классе школьника с нарушением зрения специально продумывается. Слабовидящего желательно садить за первую или вторую парту (при наличии косоглазия – в средний ряд). Для незрячего нужно выбрать позицию, удобную для организации фронтальной работы и индивидуальной работы с учителем.
Правильно организованное рабочее место позволяет обеспечить ученику правильную рабочую позу.
Особое внимание уделяется оборудованию рабочего места ребенка с нарушением зрения. Желательно садить его за одноместную парту (особенно незрячего). Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика. На рабочей поверхности стола крепится стакан для учебных принадлежностей (ручек, карандашей, линеек и т.д.). Обязательным является наличие подставки для книг со свободной регуляцией угла наклона. Рабочее место должно иметь индивидуальное дополнительное освещение.
Правильная рабочая поза определяется следующими правилами:
•стул задвигается за край парты (до 10 см), расстояние между телом и столом – 6-7 см;
•правило трех прямых углов: спина – бедро, бедро – голень, голень – стопа (при необходимости может использоваться подставка для ног);
•голова наклонена, спина ровная, плечи на одном уровне,
•поясница опирается на спинку стула;
•угол подставки для книг – 15 – 20 градусов (не устают мышцы шеи, улучшается освещенность, беспечивается примерно одинаковое расстояние до глаз отдельных частей текста);
•расстояние от глаз до текста составляет примерно 30 – 35 см; в зависимости от степени нарушения зрения учащиеся стремятся его сократить, что приводит к быстрому зрительному утомлению, а также утомлению мышц шеи и спины (при чтении текста с расстояния 33 см от глаз его освещенность составляет 650 лк, а с расстояния 10 см – 150 лк).
Острота зрения | Расстояние до текста, обеспечивающее его четкую видимость | Расстояние до текста, обеспечивающее его четкую видимость с использованием лупы |
0.01 – 0.05 | 5 - 12 см | 17 – 25 см |
0.06 – 0.2 | 17 – 25 см | 30 – 35 см |
0.3 и выше | 30 – 35 см | - |
5. Дозировки зрительной нагрузки
Характер и степень нарушения зрения | Норма зрительной / тактильной нагрузки |
Незрячие школьники | Непрерывная тактильная нагрузка – 10 минут |
Частичнозрячие школьники | Непрерывная зрительная нагрузка до 5-7 минут не более двух раз за урок, перерыв между периодами зрительного напряжения не менее 10 минут. При обучении частичнозрячих рекомендуется одновременно использовать зрение и осязание |
Слабовидящие школьники | Непрерывная зрительная нагрузка составляет: подготовительный – 3 класс – 10 - 15 минут средние, старшие классы – до 20 минут при этом отдых между периодами зрительного напряжения должен составлять не менее 5 минут |
Школьники, у которых зрительное заболевание находится в стадии прогрессирования (глаукома, прогрессирующая близорукость, атрофия зрительного нерва, прогрессирующая дистрофия сетчатки) | Дозировка устанавливается индивидуально врачом-офтальмологом |
6. Использование специальных разлиновок, адаптация шрифтов
В основе идеи специальных разлиновок и адаптации шрифтов лежат данные о соотношении остроты зрения и минимальных размеров объектов различения.
Острота зрения | Минимальные размеры объектов различения | Острота зрения | Рекомендуемая высота шрифта |
0.01 – 0.03 | 15 мм | 0.05 – 0.08 | 13 мм |
0.04 – 0.08 | 5 мм | 0.09 – 0.1 | 7.5 мм |
0.09 – 0.2 | 3 мм | 0.2 и выше | 5.6 мм |