Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Коррекционная работа

Коррекционно-педагогическая работа в школе-интернате предусматривает систему специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушением зрения. Основная нагрузка в реализации коррекционных задач выполняется в ходе проведения специальных коррекционных занятий.
Коррекционные занятия имеют следующие направления:
•ориентирование и мобильность;
•социальное ориентирование;
•развитие познавательной деятельности;
•развитие зрительного восприятия;
•ритмика и танец;
•современные средства коммуникации.
Основная цель, которую ставит перед собой учитель-дефектолог в коррекционной работе с детьми – подготовить их к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях.
В рамках развивающего обучения учитель-дефектолог ставит перед собой следующие коррекционные задачи:
•формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться своим нарушенным зрением;
•формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
•обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной деятельности, в пространственной ориентировке.
В соответствии с Программами специальных образовательных учреждений учитель-дефектолог проводит специальные коррекционные занятия:
•по коррекции восприятия пространства (ориентирование и мобильность);
•по развитию познавательной деятельности;
•по обучению чтению и письму по Брайлю;
•по коррекции звукопроизношения и письменной речи.
 
 
Для решения коррекционных задач в школе создана необходимая материаль­но-техническая база: подобраны дидактические материалы, необходимые наглядные пособия. Имеется тифлотехника: различные оптические средства коррекции, приборы для письма по Брайлю, шестиклавишные печатные машинки по Брайлю, специальные плееры для прослу­шивания читающих книг для незрячих, дисплей по Брайлю, прибор «Ориентир», гра­фика, магнитофоны и др. Создана специальная библиотека говорящих книг (около 1000 экземпляров).
Школа гарантирует не только цензовое образование в объеме стандартов общего среднего образования, но и специальное образование, т.е. обязательное вооружение учащихся комплексом коррекционно-компенсанторных навыков, позволяющих выпускникам успешно строить самостоятельную жизнь. Причем реабилитационная работа у нас непрерывна, т.е. осуществляться все годы пребывания в школе. В начальной школе проводятся корекционные занятия: «Ориентирование и мобильность», «Социальное ориентирование», «Развитие познавательной деятельности», «Развитие зрительного восприятия», «Ритмика и танец».
Одним из направлений коррекционной работы является применение информационных технологий при проведении специальных коррекционных занятий, направленных на формирование и развитие коррекционно-компенсаторных умений и навыков ребёнка.
Применение информационных технологий на коррекционных занятиях в начальной школе осуществляется по следующим областям развития:
•развитие познавательной деятельности;
•развитие зрительного восприятия.
В школе изучен развивающий потенциал и коррекционная направленность компьютерных программ «Вундеркиндия», «Лента времени», «В городском дворе», «Состав числа». Эти программы используются при проведении занятий по коррекции познавательной деятельности и развитию зрительного восприятия. В результате осуществляется познавательное развитие, коррекция общего развития ребёнка, что является основной задачей работы по внедрению информационных технологий в специальном образовании.
В среднем звене и старших классах проводятся коррекционные курсы: «Ориентирование и мобильность», «Социальное ориентирование», «Современные средства коммуникации».
Наличие специальных электронных средств обучения и специального программного обеспечения позволяет рационально организовать образовательный процесс учащихся специальной школы, что в перспективе предполагает предоставление   возможности данной категории детей работать на компьютере наравне с нормально видящими сверстниками. Этому способствуют коррекционные занятия «Современные средства коммуникации».
Для проведения коррекционных занятий используется программное обеспечение, рекомендованное для использования Министерством образования Республики Беларусь.
 На общеобразовательных уроках содержание учебного материала отвечает принципу коррекционной направленности (соответствует возрасту учащихся, степени нарушения зрительной функции и индивидуальным особенностям развития познава­тельной деятельности детей). Коррекционные задачи, наряду с общеобразовательными, решаются учителями при изучении конкретных тем, разделов. На уроках используется ТСО, специальные средства наглядности, адаптированные дидактические пособия для зрительного восприятия.
В школе-интернате совмещаются общая и коррекционная направленность воспитательной работы: специально организованное социокультурное воспитание и коррекционная помощь. В режиме жизни учащихся школы отводится время для неформального общения, занятий по интересам, свободного выбора занятий. Для построения продуктивных отношений детей друг с другом, формирования коллектива, проводится      содержательная воспитательная работа: использование в учебном процессе интерактивных методов обучения: тренингов, театрализации-импровизации, деловых игр, обучающих многим социальным навыкам, сотрудничеству, внеклассных мероприятий.
Система коррекционной работы, сложившаяся в   Молодечненской специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с нарушениями зрения, пронизывает всю систему учебно-воспитательного процесса, способствует повышению качества образовательного процесса. Сочетание различных форм коррекционной работы по развитию зрительного восприятия, познавательной деятельности, формированию социально-бытовой компетенции, пространственных представлений даёт положительный эффект, благоприятно влияет на развитие личности учащихся и их социальной адаптации.
 

Разделы сайта