Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Сопровождение детей со зрительной патологией

Особенности сопровождения детей с нарушениями зрительных функций 
 
1.Действие: определение изменения уровня поверхности.
Нарушенные зрительные функции: поле зрения, острота зрения, контрастная чувствительность, отсутствие бинокулярного зрения.
Описание трудностей: ребёнок не видит ступени лестницы, бордюр, пандус, яму, неровность поверхности и т.п.; зрительно ребёнок замечает изменение уровня поверхности только с очень близкого расстояния, поэтому идёт медленно и проверяет пространство ступнёй ноги; ребёнку трудно рассчитать расстояние до изменения уровня (кажется, что ступенька дальше, чем она на самом деле и т.п.).
Рекомендация для сопровождающего: предупреждать об изменении уровня, сообщая его направление (вверх оно или вниз), и что это конкретно (например, бордюр вниз, лестница вверх и т.д.); перед тем как сделать шаг вверх или вниз на поверхность, расположенную на другом уровне, подвести ребёнка вплотную к краю этой поверхности (например, остановиться перед бордюром вверх, подвести сопровождаемого движением руки вперед так, чтобы его носки были на расстоянии 3-5 см от бордюра и только потом делать шаг вверх); обводить ребёнка вокруг ям, глубоких выбоин и т.п., объясняя причину обхода; не препятствовать ребёнку использовать трость при сопровождении.
 
2.Действие: определение и обход нависающих и определяемых препятствий.
Нарушенные зрительные функции: поле зрения, острота зрения, контрастная чувствительность, отсутствие бинокулярного зрения.
Описание трудностей: ребёнок не видит нависающие препятствия, которые он может задеть головой (ветки деревьев, вывески и рекламные щиты, низкая притолока и т.д.). Он не замечает определяемые препятствия (столы, стулья, киоски, автомобили, напольные рекламные щиты, люди и т.д.). Ребёнок замечает нависающее или определяемое препятствие только с очень близкого расстояния, поэтому идёт медленно и постоянно задевает его собой; ему трудно рассчитать расстояние до нависающего или определяемого препятствия (кажется, что препятствие дальше или меньше, чем оно на самом деле и т.п.).
Рекомендация для сопровождающего: следует предупреждать о нависающем или определяемом препятствии, сообщая конкретно, что это такое (ветки деревьев, толпа людей, палатка с сувенирами и т.д.). Обходя препятствие, надо сообщать сопровождаемому, с какой стороны вы его обходите. Например: "Впереди палатка с сувенирами. Мы обойдём её справа". Сообщать сопровождаемому о нависающем препятствии и, если невозможно его обойти, подстраховать в момент движения (например, при прохождении проёма с низкой притолокой попросить сопровождаемого пригнуть голову и поставить руку между головой сопровождаемого и притолокой так, чтобы, если сопровождаемый и заденет препятствие головой, то коснётся руки, а не притолоки); Обходя препятствие необходимо совершать повороты под прямым углом, чтобы сопровождаемому было легче ориентироваться при многочисленных поворотах. Не препятствуйте сопровождаемому активно использовать трость.
 
3.Действие: отслеживание пространства под ногами.
Нарушенные зрительные функции: поле зрения; острота зрения; контрастная чувствительность; отсутствие бинокулярного зрения.
Описание трудностей: ребёнок не видит, что находится у него под ногами: лужа, грязь, мусор и т.д. Ребёнок наступает в лужу, грязь, спотыкается о мусор (банки, бутылки, коробки и т.д.).
Рекомендации для сопровождающего: Предупреждать о том, что находится впереди на поверхности (лужа, грязь, различный мусор и т.д.). Обвести ребёнка так, чтобы он не наступил в грязь, лужу и т.д. Если невозможно обойти что-либо на поверхности, то подвести сопровождаемого к краю и дать чёткие указания о том, как необходимо преодолеть препятствие (например, лежащий поперёк прохода шланг).
 
4.Действие: чтение табличек на дверях, информационных стендов, указателей и т.д.
Нарушенные зрительные функции: острота зрения; контрастная чувствительность; поле зрения.
Описание трудностей: ребёнок не видит табличек на дверях, не знает, где именно они расположены и не имеет возможности их прочесть. Он не может прочесть расписание занятий или другую информацию со стенда, не может найти нужный объект на картинке-карточке и т.д. Ребёнку нужно подойти на очень близкое расстояние, чтобы разглядеть табличку; ему трудно найти, где расположена табличка.
Рекомендация для сопровождающего: Необходимо сопровождать ребёнка в тех местах, где ориентирование возможно только по зрительным указателям (например, нумерация кабинетов в поликлинике); делать крупношрифтовые указатели с хорошим контрастом; сообщать о том, где именно есть информационные табло и указатели, чтобы ребёнок мог попросить кого-либо из окружающих их прочесть. Научить получать информацию иным, не визуальным, образом: задать вопросы, попросить сопроводить и т.д.
 
5.Действие: ориентировка в пространстве и/или переход открытого пространства.
Нарушенные зрительные функции: острота зрения; контрастная чувствительность; поле зрения.
Описание трудностей: Ребёнку сложно или он не может ориентироваться в помещении (столовая, спортзал и т.п.) и/или в открытом пространстве (детская площадка и т.п.).
Рекомендация для сопровождающего: Сопровождать ребёнка от того места, где он находится в момент обращения за помощью и до прихода ребёнка в то помещение, которое ему было нужно.
 
6.Действие: сохранение прямой линии при передвижении и отслеживание направления движения.
Нарушенные зрительные функции: острота зрения, контрастная чувствительность, поле зрения.
Описание трудностей: ребёнок не может под зрительным контролем сохранять прямолинейное движение. Ребёнок может передвигаться в пространстве, придерживаясь какой-либо направляющей (стена, газон и т.д.).
Рекомендации для сопровождающего: Необходимо сопровождать ребёнка в тех местах, где необходимо пересекать открытые пространства (столовая, спортзал, детская площадка и т.д.)
 
7.Другие сложности: освещение.
Нарушенные зрительные функции: поле зрения, световая чувствительность.
Описание трудностей: при разном освещении ребёнок видит по-разному, т.е., например, в одних ситуациях он может увидеть препятствие, а в других – нет. Возможные проблемы: Ребёнку плохо или совсем не видно при ярком свете, особенно, если источник света направлен прямо в глаза (нарушена световая адаптация). Ребёнку плохо или совсем не видно в сумерках (нарушена темновая адаптация). Ребёнку требуется много времени, чтобы привыкнуть к свету, если он вышел из тени (сумерек). Ребёнку требуется много времени, чтобы привыкнуть к сумеречному освещению после яркого света.
Рекомендации для сопровождающего: Предлагая ребёнку сесть или постоять где-либо, поинтересуйтесь, как он предпочтёт расположиться относительно источника света.

Разделы сайта