Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Учет в работе зрительной патологии учащихся

 
Рекомендации для учителей по работе с детьми с нарушением зрения
в зависимости от вида зрительной патологии
 
 МИОПИЯ (близорукость)
Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки).
Опасность: глаз растягивается в переднем   и   заднем направлении и может наступить отслоение (ощущение - «заискрилось» в глазах).
Рекомендации:
обязательно хорошее освещение;
нельзя низко наклоняться, беречь спину;
исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости);
необходимо укреплять иммунную систему (недостаток витаминов);
ребенок должен сидеть в передней половине класса, ближе к источнику освещения (окну);
освещенность  поверхности  стола – 500 лк., на  занятиях по труду, при самостоятельной работе - 1500 лк.;
допустимая  зрительная нагрузка-10 мин.;
зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия;
строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе, закаливание;
постоянный  контроль  за осанкой, применение работы, стоя за столом.
 
ГИПЕРМЕТРОПИЯ (дальнозоркость)
Аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой).
Рекомендации:
возможны физические нагрузки;
легче смотреть вдаль;
предметы для демонстрации, работы - крупные, красочные;
трудно работать в тетради- чаще у доски.
 
АСТИГМАТИЗМ
Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая.
Рекомендации:
дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности.
При смешанном астигматизме ребёнок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:
использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками;
ребёнок испытывает затруднения при соединении элементов букв, линий на чертежах и рисунках;
дети не видят чётко границы парты и других плоскостей, неуклюжи за партой, роняют ручки и другие принадлежности.
 
АМБЛИОПИЯ
Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата.
Рекомендации:
при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребёнка возникают трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов;
допустимая нагрузка- 10 минут;
отдых для ребенка - это работа на слух, устное выполнение заданий-10 минут;
использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, пазлов, рассматривание картинок;
использовать трафареты, контурные изображения.
 
КОСОГЛАЗИЕ (девиация)
Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси.
Снижение зрительных функций:
отсутствует бинокулярное зрение (нет слияния в единый образ):
замедляется скорость, точность, дифференцированность восприятия предметов окружающего мира;
существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий, в ориентировке в пространстве.
 
СХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ
Рекомендации:
работать на приподнятой поверхности (подставка);
необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых материалов;
при списывании текст располагать на подставке на удаленном расстоянии.
 
РАСХОДЯЩЕЕСЯ   КОСОГЛАЗИЕ
Рекомендации:
работать на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали;
использовать индивидуальные карточки, поскольку есть трудности при списываниис доски;
развивать слуховое внимание.
 
НИСТАГМ
Патология глазодвигательной системы - качание глаза по вертикали, горизонтали,    круговые движения глазом.
Причина: поражение ЦНС.
Рекомендации:
из-за нарушения функция взора недопустимо списывание с доски;
работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания;
при чтении текста, нижнюю границу строки контролировать с помощью линейки,   через рамочку;
смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей;
такой ребёнок самым первым начинает читать текст  вслух, т.к. не может следить за текстом;
в учебниках и тетрадях должны быть закладки;
нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.
 
ГЛАУКОМА
Повышение глазного давления по причине нарушения оттока внутриглазной жидкости.
Рекомендации:
недопустимы: резкий эмоциональный всплеск, переутомление, длительное пребывание в темном помещении, резкое изменение температуры окружающей среды, физические нагрузки (наклоны головы и подъем тяжестей):
место ученика  в передней половине классного помещения;
освещенность рабочей поверхности должна быть не ниже 500 лк.;
необходимо оборудовать рабочее место ребёнка автономным освещением (настольная лампа с сенсорным выключателем);
допустимая зрительная нагрузка - 10 минут, отдых- 1 минута (упражнения на восприятие с помощью сохранной чувствительности других модальностей);
исключается участие ребенка в экскурсии, занятии на природе в жару, на ярком солнце;
работать с натуральными изобразительными пособиями без мелкой деталировки;
подбирать наглядный материал с рельефно-цветовым исполнением;
при остром приступе снять нагрузку, освободить от занятия, консультация офтальмолога, тифлопедагога.
 
КАТАРАКТА
Помутнение хрусталика.
Афакия – оперированная катаракта (глаз без хрусталика).
Рекомендации:
иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение;
сидеть в классе во второй половине класса;
допустимая зрительная нагрузка 10-15 минут, отдых 7-10 минут ( работа на слух, устное выполнение заданий);
использовать демонстрационные приёмы ( показ таблиц, схем, натуральных пособий);
для учащихся с афакией ограничивать физические нагрузки, исключать резкие движения, поднимать тяжести, недопустимы сильные сотрясения тела.
 

Разделы сайта