Рекомендации для учителей по работе с детьми с нарушением зрения
в зависимости от вида зрительной патологии
МИОПИЯ (близорукость)
Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки).
Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить отслоение (ощущение - «заискрилось» в глазах).
Рекомендации:
♦обязательно хорошее освещение;
♦нельзя низко наклоняться, беречь спину;
♦исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости);
♦необходимо укреплять иммунную систему (недостаток витаминов);
♦ребенок должен сидеть в передней половине класса, ближе к источнику освещения (окну);
♦освещенность поверхности стола – 500 лк., на занятиях по труду, при самостоятельной работе - 1500 лк.;
♦допустимая зрительная нагрузка-10 мин.;
♦зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия;
♦строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе, закаливание;
♦постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за столом.
ГИПЕРМЕТРОПИЯ (дальнозоркость)
Аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой).
Рекомендации:
♦возможны физические нагрузки;
♦легче смотреть вдаль;
♦предметы для демонстрации, работы - крупные, красочные;
♦трудно работать в тетради- чаще у доски.
АСТИГМАТИЗМ
Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая.
Рекомендации:
♦дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности.
При смешанном астигматизме ребёнок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:
♦использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками;
♦ребёнок испытывает затруднения при соединении элементов букв, линий на чертежах и рисунках;
♦дети не видят чётко границы парты и других плоскостей, неуклюжи за партой, роняют ручки и другие принадлежности.
АМБЛИОПИЯ
Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата.
Рекомендации:
♦при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребёнка возникают трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов;
♦допустимая нагрузка- 10 минут;
♦отдых для ребенка - это работа на слух, устное выполнение заданий-10 минут;
♦использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, пазлов, рассматривание картинок;
♦использовать трафареты, контурные изображения.
КОСОГЛАЗИЕ (девиация)
Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси.
Снижение зрительных функций:
♦отсутствует бинокулярное зрение (нет слияния в единый образ):
♦замедляется скорость, точность, дифференцированность восприятия предметов окружающего мира;
♦существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий, в ориентировке в пространстве.
СХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ
Рекомендации:
♦работать на приподнятой поверхности (подставка);
♦необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых материалов;
♦при списывании текст располагать на подставке на удаленном расстоянии.
РАСХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ
Рекомендации:
♦работать на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали;
♦использовать индивидуальные карточки, поскольку есть трудности при списываниис доски;
♦развивать слуховое внимание.
НИСТАГМ
Патология глазодвигательной системы - качание глаза по вертикали, горизонтали, круговые движения глазом.
Причина: поражение ЦНС.
Рекомендации:
♦из-за нарушения функция взора недопустимо списывание с доски;
♦работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания;
♦при чтении текста, нижнюю границу строки контролировать с помощью линейки, через рамочку;
♦смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей;
♦такой ребёнок самым первым начинает читать текст вслух, т.к. не может следить за текстом;
♦в учебниках и тетрадях должны быть закладки;
♦нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.
ГЛАУКОМА
Повышение глазного давления по причине нарушения оттока внутриглазной жидкости.
Рекомендации:
♦недопустимы: резкий эмоциональный всплеск, переутомление, длительное пребывание в темном помещении, резкое изменение температуры окружающей среды, физические нагрузки (наклоны головы и подъем тяжестей):
♦место ученика в передней половине классного помещения;
♦освещенность рабочей поверхности должна быть не ниже 500 лк.;
♦необходимо оборудовать рабочее место ребёнка автономным освещением (настольная лампа с сенсорным выключателем);
♦допустимая зрительная нагрузка - 10 минут, отдых- 1 минута (упражнения на восприятие с помощью сохранной чувствительности других модальностей);
♦исключается участие ребенка в экскурсии, занятии на природе в жару, на ярком солнце;
♦работать с натуральными изобразительными пособиями без мелкой деталировки;
подбирать наглядный материал с рельефно-цветовым исполнением;
♦при остром приступе снять нагрузку, освободить от занятия, консультация офтальмолога, тифлопедагога.
КАТАРАКТА
Помутнение хрусталика.
Афакия – оперированная катаракта (глаз без хрусталика).
Рекомендации:
♦иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение;
♦сидеть в классе во второй половине класса;
♦допустимая зрительная нагрузка 10-15 минут, отдых 7-10 минут ( работа на слух, устное выполнение заданий);
♦использовать демонстрационные приёмы ( показ таблиц, схем, натуральных пособий);
♦для учащихся с афакией ограничивать физические нагрузки, исключать резкие движения, поднимать тяжести, недопустимы сильные сотрясения тела.