Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Игровая деятельность незрячих детей

Организация игровой деятельности незрячих детей
в условиях школы-интерната для детей с нарушениями зрения
 
Незрячие дети, как и видящие, стремятся к игровой деятельности, но менее подвижный образ жизни, бедность личного опыта приводят к тому, что их игры значительно отличаются от игр нормально видящих детей.
В обучении игре видящих детей огромное значение имеет подражание играм старших товарищей, деятельности взрослых.
Незрячие дети не могут самостоятельно обучаться игре без специальной работы воспитателя. Причины этого – отсутствие зрительного подражания, малая подвижность и меньшая активность незрячихх детей, боязнь новых незнакомых предметов, плохое знание окружающей жизни, незнание способов игры и недостаточный контакт со сверстниками. Необходимо добиться, чтобы ребенок включился в игровую ситуацию, заинтересовался игрой, принял игру, предложенную воспитателем, принял условные обозначения необходимых атрибутов игры в виде игрушек или каких-либо предметов, их заменяющих.
Разнообразие игр для всех возрастов зрячих и возможность их проведения в разных условиях (спортзал, комната, площадка, двор, поле, лес и т.д.) не могут быть адекватно использованы в практике работы специальных учреждений, и поэтому требуется специальная организация их  с  незрячими и слабовидящими.  Важное значение при этом приобретает умение руководить игрой и формировать развитие каждого индивида в ней.
Слепота и слабовидение сужают двигательные возможности детей, создают значительные трудности при организации игровой деятельности. Слепые дети играют в те же игры, что и зрячие, только эти игры должны быть адаптированы к особенностям слепого ребенка. Специальных игр для незрячих немного. Желание играть вместе с другими детьми возникает у незрячих детей так же, как и у видящих сверстников, однако реализация этого желания затруднена в связи с отсутствием у них дистантного  контроля  за действиями товарищей. Поэтому коллективная игра часто заменяется игрой рядом с товарищем. В  организации подвижных игр и участия в них незрячих и слабовидящих многое зависит от социального опыта, базовых умений, полученных в различные периоды воспитания.
Незрячий и слабовидящий любят играть в те же игры, что и зрячий, только в отличие от зрячего незрячему необходимо создать специальные условия, где он, опираясь на сохранные анализаторы, мог бы научиться игровым действиям, а затем овладеть игрой. Подвижные и спортивные игры – это самостоятельная форма деятельности, подразумевающая состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, ограниченная процедурами и правилами, с целью достижения победы одной из сторон. Отличительная черта некоторых подвижных игр – обязательное наличие атрибутов, которыми пользуются участники.
Игры для незрячих и слабовидящих следует подбирать по степени их педагогического воздействия и с учетом интересов играющих.
При подборе инвентаря, пособий и атрибутов для организации игры, а также при подготовке места для проведения игры с незрячими и слабовидящими детьми необходимо учитывать специфику дефекта зрения. Выбирая инвентарь и аксессуары для игры, педагог должен использовать для незрячих озвученную атрибутику игр в воспитании незрячих детей, для частичнозрячих и слабовидящих – яркие красивые цветные пособия и инвентарь. Они должны быть также и безопасны.
С большой осторожностью следует относиться к проведению динамичных эстафет, где одновременно выбегают и перемещаются в пространстве два и более игроков. Иногда, возбуждаясь, дети и взрослые забывают об опасности.
Для проведения игр определяют игровое пространство: площадку, спортзал, коридор, поляну, лес. Необходимо предусмотреть безопасность этих мест, тщательно проверить состояние инвентаря, продумать меры страховки и самостраховки, чтобы все это позволило детям безбоязненно передвигаться в пространстве. Определяя размеры площадки, продолжительность игры, ее вариативность и количество играющих, важно учитывать возможности детей, возрастные и типологические особенности. В зале ограничением могут служить сетки, шнур, резиновые коврики и другие рельефные приспособления. Для слабовидящих это линии, нарисованные цветными мелками, или полоски цветной ткани.
Повторное проведение игр всегда доставляет удовольствие незрячим детям. Воспитатель использует повторные игры для закрепления знаний, полученных детьми на экскурсиях, для уточнения их представлений, для совершенствования предметно-практических действий детей. Дети самостоятельно, или по указанию воспитателя всегда вводят новые элементы в повторную игру.
Обучая детей играть, организуя их творческие игры, воспитатель активизирует познавательную деятельность незрячих детей, что дает возможность преодолевать недостатки в развитии, вызванные слепотой. Обучая незрячего ребенка игре, необходимо основываться на звуковом и двигательном подражании, на природной любознательности, в основе которой лежит ориентировочная деятельность, на чувстве радости от деятельности, которое так же велико у слепого, как и у видящего, на естественном стремлении к движению и деятельности, заглушаемых порой страхом перед неизвестными предметами.
 
 Игры на развитие умения ориентироваться для незрячих детей 7-9 лет
(по Малаеву Д.М.)
 
Птички
Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.
Методика организации игры.
Игра проводится во дворе, в спортзале или в большой комнате. Количество игроков – 6-3. Все играющие, изображая птиц, вьют себе гнезда и садятся в них (каждый находит себе место на площадке и запоминает его).
Методика проведения игры.
По сигналу учителя все птицы вылетают из своих гнезд и, размахивая руками (подражая движению крыльев), свободно летают по всей площадке. Внезапно учитель кричит: “Коршун!” Все птицы стараются скорее прилететь в свои гнезда. Игрок, занявший последним свое гнездо, считается пойманным коршуном и получает очко проигрыша. После 5-6 вылетов игроки, не получившие ни одного очка, считаются выигравшими.
Правила и методические указания.
1. Вылетать из гнезда и прилетать в него можно только по сигналу учителя.
2. Каждый возвращается только в свое гнездо.
3. Пойманный коршуном не выходит из игры, а продолжает участвовать в ней.
4. Через каждые два вылета все должны находить себе новые гнезда.
5. Игру хорошо проводить с музыкальным сопровождением: при полете птиц звучит легкая ритмическая музыка, а при появлении коршуна – аккорды.
6. Педагог должен следить, чтобы играющие бегали легко на носках (изображая полет птиц) и не топтались у своего гнезда.
 Прятки
Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.
Методика организации игры.
Игра проводится в небольшом дворе или большой комнате. Количество игроков – 6-30. С помощью считалок выбирают двух-трех водящих (если играющих более 15, их может быть четыре-пять). Водящие выходят из комнаты или становятся в одном из углов площадки.
Методика проведения игры.
Как только водящие заняли свои места, все остальные игроки тихо прячутся. Когда все спрятались, по сигналу учителя они хлопают три раза в ладоши, а водящие, ориентируясь по хлопкам, начинают искать спрятавшихся. Задача водящих в течение 2-3 мин найти как можно больше игроков. Затем снова все прячутся, и искать идет другая группа водящих и т.д. Игра не имеет определенного конца.
Игру можно проводить и командами: каждая группа водящих составляет команду. В этом случае игра кончается, когда все команды были водящими, и выигрывает та из них, которая нашла больше спрятавшихся игроков.
Правила и методические указания.
1. Игра проходит в полной тишине.
2. По сигналу педагога, и только по сигналу, каждый спрятавшийся игрок должен немедленно хлопнуть в ладоши три раза. Не хлопнувший в ладоши игрок считается найденным.
3. Игроки, которых нашли водящие, соблюдая тишину, садятся на место, заранее отведенное для них учителем.
4. Переходить с места на место спрятавшиеся игроки не имеют права.
5. Водящий, найдя игрока, должен узнать его (назвать по имени); если водящий ошибся, игрок снова прячется в новом месте.
6. Учитель должен требовать полной тишины.
7. Во время игры учитель регулярно (можно чаще, если водящий медлительный или плохо ориентируется) дает сигналы, по которым все спрятавшиеся игроки должны хлопать три раза в ладоши.
8. Категорически запрещается влезать на что-либо высокое, особенно на снаряды, за которые надо держаться и одновременно хлопать в ладоши.
 Море волнуется
Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве, координацию.
Методика организации игры.
Игра проводится во дворе, на площадке или в большой комнате.
Количество игроков – 5-20. Инвентарь для игры – гимнастический мат, матрац или коврик. Все играющие размещаются в лодке (на мате или коврике, положенном на землю около одной из сторон площадки).
Методика про ведения игры.
Учитель ходит по площадке и, назвав по имени кого-нибудь из игроков, говорит: “Море волнуется”. Вызванный находит учителя и берет его за руку. Затем вызывается следующий игрок и т.д.; образуется вереница игроков, которые, держась за руки, двигаются за учителем.
Учитель водит за собой играющих шагом, бегом, поскоками по всей площадке в разных направлениях, заворачивая цепочку улиткой, змейкой и т.д. Неожиданно он говорит: “Море спокойно”. Играющие стараются скорее занять места в лодке (найти мат или коврик, стать или сесть на него, смотря по условию). Игрок, последним занявший место, проигрывает. Затем игра возобновляется. Определенного конца она не имеет.
 
 Правила и методические указания
1. При следовании за учителем игроки делают то, что делает или говорит он.
2. Занимать места в лодке можно только после слов “Море спокойно”.
3. Проигравший продолжает участвовать в игре.
4. Вместо мата или коврика могут быть использованы стулья, поставленные в ряд, или скамейка, но они должны быть покрыты чем-нибудь мягким, чтобы бегущие к ним игроки не ударились об их острые края.
5. Мат или коврик необходимо класть (если игра в помещении) на расстоянии 1-1,5 м от стены, чтобы бегущие не могли удариться об нее.
6. Роль водящего, которую вначале исполняет педагог, в дальнейшем может быть поручена одному из игроков.
7. Местонахождение лодки в течение игры должно меняться 2-3 раза.
8. Игру можно усложнить, увеличив количество лодок (матов или ковриков, положенных в разных концах площадки). При этом учитель предварительно показывает (знакомит) всем играющим, где расположена каждая лодка в отдельности, и обозначает ее цифрой “1”, “2”, “3”, “4” и т.д., при словах “Море спокойно” учитель добавляет “Лодка один” или “Лодка три”, указывая тем самым, в какую лодку должны сесть играющие. 

Разделы сайта