Развитие рук.
Мелкая моторика – это тонкие, дифференцированные движения пальцев. Необходимость развития ручной моторики, т.е. моторики кистей и пальцев рук обусловлено следующим:
•навыки ручной моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, и тем самым позволяют ему понять мир, в котором он живёт;
•помогают ребёнку самостоятельно обслуживать себя;
•помогают выразить себя через творчество-игру, пластику, рисование, лепку и т. д.;
•способствуют повышению самооценки ребёнка (облегчают участие в играх, изодеятельности и т.д.), т.е. дают возможность приобрести социальный опыт;
•оказывают стимулирующее влияние на развитие речи: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое внимание, хорошая память и связная речь. В связи с этим уместно напомнить слова В.А. Сухомлинского: «Ум находится на кончиках пальцев». По возможности следует максимально развивать две руки: и правую, и левую, что будет способствовать полноценному развитию обоих полушарий головного мозга.
Таким образом, тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребёнка, но и способствует развитию психики и речи.
Мелкая моторика развивается в процессе таких видов деятельности как сжатие, откручивание, закручивание, комкание бумаги, протягивание, нанизывание, лепка из пластилина и глины, конструирование и занятия с мозаикой, выкладывание фигур из спичек, освоение ремёсел (вышивание, плетение), склеивание, вырезание по контуру, раскрашивание и штриховка, изобразительная деятельность и др. Широко применяются игры и действия с игрушками и предметами: сборка пирамидки, раскладывание палочек, пуговиц, зёрен, фасолек и т.д. Эффективным приёмом для развития функций кисти руки является смятие, комкание бумаги, салфеток, газет и заталкивание их в бутылку, банку. Ребёнку можно предложить порвать их на мелкие кусочки, чтобы «приготовить подстилку для попугая или морской свинки».
Большое значение в развитии мелкой моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами; специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс гимнастики для рук, так называемая пальчиковая гимнастика:
•выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди;
•упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед);
•«брызги воды». Положение расслабленных кистей, растопыренных пальцев изображается движение стряхивания воды с рук;
•прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления;
•самомассаж кистей и пальцев рук. Поглаживание левой рукой правой руки от кончиков пальцев к запястью. Затем также правой рукой помассировать левую. Положение кистей рук на краю стола; проведение ладонями по ребру стола таким образом, чтобы произошло последовательное помассирование всей ладони. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.