Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Развитие рук

Развитие рук.
Мелкая моторика – это тонкие, дифференцированные движения пальцев. Необходимость развития ручной моторики, т.е. моторики кистей и пальцев рук обусловлено следующим:
•навыки ручной моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, и тем самым позволяют ему понять мир, в котором он живёт;
•помогают ребёнку самостоятельно обслуживать себя;
•помогают выразить себя через творчество-игру, пластику, рисование, лепку и  т. д.;
•способствуют повышению самооценки ребёнка (облегчают участие в играх, изодеятельности и т.д.), т.е. дают возможность приобрести социальный опыт;
•оказывают стимулирующее влияние на развитие речи: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. 
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое внимание, хорошая память и связная речь. В связи с этим уместно напомнить слова В.А. Сухомлинского: «Ум находится на кончиках пальцев». По возможности следует максимально развивать две руки: и правую, и левую, что будет способствовать полноценному развитию обоих полушарий головного мозга.
Таким образом, тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребёнка, но и способствует развитию психики и речи.
Мелкая моторика развивается в процессе таких видов деятельности как сжатие, откручивание, закручивание, комкание бумаги, протягивание, нанизывание, лепка из пластилина и глины, конструирование и занятия с мозаикой, выкладывание фигур из спичек, освоение ремёсел (вышивание, плетение), склеивание, вырезание по контуру, раскрашивание и штриховка, изобразительная деятельность и др. Широко применяются игры и действия с игрушками и предметами: сборка пирамидки, раскладывание палочек, пуговиц, зёрен, фасолек и т.д. Эффективным приёмом для развития функций кисти руки является смятие, комкание бумаги, салфеток, газет и заталкивание их в бутылку, банку. Ребёнку можно предложить порвать их на мелкие кусочки, чтобы «приготовить подстилку для попугая или морской свинки».
Большое значение в развитии мелкой моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами; специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс гимнастики для рук, так называемая пальчиковая гимнастика:

выгибание и прогибание кистей рук одновременно, за­тем по очереди;

•упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед гру­дью), разведение кистей в стороны, не размыкая запя­стий (руки вытянуты вперед);

•«брызги воды». Положение расслабленных кистей, растопыренных пальцев изображается движение стряхивания воды с рук;

•прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления;

•самомассаж кистей и пальцев рук. Поглаживание левой рукой правой руки от кончиков пальцев к запястью. Затем также правой рукой помассировать левую. Положение кистей рук на краю стола; проведение ладонями по ребру стола таким образом, чтобы произошло последовательное помассирование всей ладони. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами од­ной руки на основание  большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

Разделы сайта